Форум » Вышивка крестом » История вышивания.Школы. » Ответить

История вышивания.Школы.

Элена: Недавно решила узнать откуда же произошла вышивка крестом. С трудом удалось выведать,что она делится на Западно-Европейскую школу и школу,которая бытовала на нашей территории и дальше на Восток. Конечно,техника шитья и прочая отличались,я в этом уверена.Ещё вышивка на канве именно крестиком появилась толи в 17,толи в 18 веке и была привилегией аристократов,а вот про более древние времена,особенно о развитии вышивки в Западной Европе,материала не хватает. Буду рада любым картинкам и сведениям по этому поводу.Если кто-то заинтересуется приметами и поверьями,связанными с западно-европейской вышивкой,то пожалуйста,расскажите о них.

Ответов - 24

Zyf: Элена Очень интересная тема. Скажите, а Вас интересует любая информация о истории разных видов вышивки, или конкретно вышивка крестом?

klear: И мне оч. интересна эта тема. Я как-то уже показывала платья с вышивкой 18в. Но узнать что-то новое оч. хочется.

Элена: Так,во-первых:мне всего 15,"Вы",неуместно,к тому же "выкают" только на нечисть и начальство. Zyf Конечно же про другие вышивки,кроме крестиком было бы интересно узнать. klear А вам какая больше нравится-славянская или западно-европейская школа?


klear: Элена пишет: А вам какая больше нравится-славянская или западно-европейская школа? Первое , ты выкнула . Второе, мне нравится всё, что касается вышивки

Элена: всё,что касается? Похвально) Я пока со схемой мучаюсь и про историю узнать пытаюсь. А можно глянуть платье с вышивкой 18-го века?

klear: Я уже не помню куда вікладівала. Но покапаюсь у себя и покажу.

klear:

Фай Родис: Элена пишет: Я пока со схемой мучаюсь Зачем мучаться? Вышивать надо... Скажи свой e-mail немного поделюсь информацией из истории...

Элена: klear очертенеть..красиво-оо.. Фай Родис astya681@rambler.ru komarovskaya-a@mail.ru.

Фай Родис: Элена, вот пообщаюсь со сканером...

klear: Фай Родис А почему не поделиться тут? И мы почитаем Хорошая темка. Давайте всю историю сюда.

Элена: рада,что понравилось)

Фай Родис: Первый маленький кусочек:

Фай Родис: По книге Л.И. Данильченко "Вышивка: узоры, техника, идеи" Развитие вышивки Искусство украшения тканей — одно из древнейших искусств, которым занималось человечество. Самые первые украшенные вышивкой одежды появляются в Ассиро — Вавилонии. В раннюю эпоху узор на одеждах располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань, об этом можно судить по памятникам скульптуры. Узоры древности довольно разнообразны и в большинстве случаев имеют геометрический характер, составлены из квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов и полукружий. Иногда встречается и растительный орнамент. По словам Плиния, древний Вавилон славился вышитыми тканями, и именно там, в Вавилоне, был изобретен способ расшивать ткани нитями разных цветов. Позже, уже в римское время, вавилонские ткани славились пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью, и драгоценные вавилонские скатерти и ковры украшали столовые в домах римских вельмож и императоров. Известно, что за такую ткань император Нерон заплатил четыре миллиона сестерций (целое состояние). Льняные одежды египтян украшались шерстяными вышивками. Для египетских узоров были характерны ромбы, квадраты и поперечные или расходящиеся лучами полосы. Наряду с такими простыми узорами встречаются более сложные. Вавилонские и египетские ткани получили широкое распространение по всем странам Средиземноморского побережья благодаря торговой деятельности финикиян в Европе. Шелк появился в Египте и Вавилоне благодаря торговле с Китаем и Индией. Одна из легенд гласит, что при императоре Юстиниане два монаха, скрыв в посохах коконы шелка, вывезли их из родины шелка, Китая, где шелк почитался священным. О занятиях вышивкой в Древней Греции мы знаем по древнегреческому эпосу, в котором боги и члены царских семей, а также слуги занимаются тканьем и вышивкой. Ткацкое искусство — любимое занятие Афины, изготовлявшей роскошные одеяния для себя и других богов. Афинские девушки посвящали каждый год Афине узорные покрывала собственной работы. Вышивкой занимаются и героини Аристофана и Феокрита. Вавилонская и персидская вышивка — это пышный узор, заполняющий все поле украшаемой ткани. Греческая, напротив, изящный аксессуар, элементы которого разбросаны по ткани, не отягощая и не заполняя ее. Древнейшие образцы византийских вышивок восходят к III веку нашей эры, причем до XI века вышивка производилась волоченым золотом, то есть тонкой металлической проволокой, которая только местами пришивалась к ткани. После XI века волоченое золото начинает заменяться золотом пряденым, в котором вместо проволоки из металла идет льняная нить, обвитая тонкой металлической полоской. Особенно славились знаменитые золотые кипрские нити, которые изготовлялись из льняных нитей, обвитых тонкими полосками животной кишки, наружная сторона которой была покрыта тончайшим листовым золотом или золотою нитью. Уже в середине XII века вышивка становится неотъемлемым элементом интерьера. В замках XIII-XIV веков каждая кровать завешивалась специальным расшитым пологом-шатром, который в случае ненадобности убирался вместе с шестами для полога в сундуки, стоявшие по периметру комнат. Вышивки, как уже было сказано выше, сначала привозились с Востока, но постепенно вышивание стало одним из основных занятий знатных дам в свободное время. Для работы знатные дамы требовали себе украшенные дорогими камнями инструменты: расшитые кошельки, изящные резные ножи и украшенные эмалью золотые игольницы. Всемирно известен гобелен из Байе, вышитый королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, в честь завоевания Англии нормандцами в 1066 году и представляющий собой «рукодельный» рассказ об этом походе. Гобелен этот — льняное полотно (или точнее — громадная лента) размером 70 метров на 50 сантиметров, вышитое шерстью в весьма условной манере. Наилучшие церковные вышивки были созданы в Европе между 1250 и 1350 годами. Насыщенная церковная символика и достаточно условное изображение людей и животных отличительная особенность работ того времени. Так же как и то, что использовались только лучшие материалы — прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Дамы в своих работах стремились перенести образы животных и растений, символы и эмблемы на вышиваемое полотно. После эпидемии чумы в Европе в 1348-1350 годах вышивка становится более простой и лаконичной. Рукодельные работы уже не представляют собой столь сложных многофигурных картин, как в предыдущий период. Часто вышиваются трехчастные композиции, в центре которых, как правило, Пресвятая Дева Мария. В XV веке возникают первые мастерские, берущие заказы на вышивку, появляются первые печатные образцы узоров. В моду входят вышитые одежды — как мужские, так и женские. XVI век можно назвать началом светской вышивки. Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом, имитировавшая дорогие гобелены того времени. В основе многих вышивок лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров. В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву — с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок. Именно в это время в вышивках особенно часто используются мотивы из античной мифологии и произведений античных авторов. Очень популярны были сюжеты из басен Эзопа. Символика античной мифологии и литературы буквально пронизывает работы мастериц того времени. В них саламандры символизируют огонь, а птицы — воздух. Охота на оленя — радость жизни перед ее концом. Вышитые кролики символизировали богатство и власть. Очень часто вышивали пологи для кроватей, на которых чаще всего изображали либо охотничьи сцены, либо сцены из басен, либо цветочные композиции. Как раз с этого времени цветы становятся одним из основных мотивов. Животных вообще довольно часто изображали в вышивках. Одним из самых интересных образцов вышивок по канве животных на основе книг XIV века по естественной истории по праву считаются оксбургские драпировки, вышитые королевой Марией Стюарт, которая была большой рукодельницей, и графиней Бесс Шресберийской. Довольно часто в этот период применяется особая техника: сначала элементы композиции вышиваются на канве, а затем переносятся на основу картины или панно — дорогостоящие бархат и дамаск. Именно в XIV веке появляется силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет очень популярна и получит название Черная вышивка. Самыми распространенными в то время были так называемые «пробные» вышивки, которые выполнялись на хлопчатобумажной основе и изображали отдельные элементы и небольшие сюжеты. Они служили своеобразными «справочными» пособиями, их собирали и передавали из поколения в поколение, составляли целые коллекции. В XIV веке в Германии появились первые книги с образцами вышивки. Эти образцы и сюжеты из Библии использовались при вышивке жанровых картин. В XVIII веке вышивки становятся более формальными, упрощенными, с четко геометризованными композициями, с одной стороны, а с другой — в них очень заметно влияние искусства Индии и Китая. Произошло это в результате «наводнения» Европы предметами восточного искусства благодаря торговле голландской Ост-индийской компании со странами этого региона, что не могло не найти отражения в вышивках. Так, на вышивках часто встречаются пагоды, а цветы, как правило, стилизованы. И только позднее — в конце века — китайские мотивы «прорвутся» в бисер. В Россию китайцы «доберутся» лишь в начале XIX века. Моду на вышивки в XVIII веке диктует Франция, где при дворе работало множество профессиональных художников и вышивальщиц. Этот период характеризуется расцветом цветочных орнаментов. Цветы везде: и на одежде, и на мебели. С 1730 года вышивают стилизованные цветы — «китайские» — в виде букетов в вазах, корзинах или в виде цветочных арок и венков. Через пятьдесят лет мода меняется, и в 1780 году те же букеты вышивают уже более реалистично — на фоне пастельных тонов. Иногда такие светлые фоны расшивались голубой искрой, то есть кое-где в правильном шахматном порядке по светлому фону делался голубой стежок. Такими реалистичными они останутся до конца XIX века, когда реализм сменит модерн с его текучими линиями. В XVIII веке появляются и пасторальные сценки, которые будут существовать вплоть до середины следующего столетия. В 1749 году в Англии выходит первый дамский журнал «Ladies», в котором читательницам предлагались и рисунки для вышивания. В XVII веке вышивка в виде золотого шитья проникает в Россию различными путями, главным образом через Византию, воспринявшую культуру Востока вообще и в частности его золотошвейное искусство, а также через посредство татар, засевших на Руси на много веков и оставивших очень заметные следы в старинных русских одеждах, тканях и золотом шитье. Рукоделие всегда было на Руси любимым занятием, угодным Богу. Угодным настолько, что ради него крестьянская девушка Феврония Муромская, ставшая княгинею, а потом и монахинею, отсрочила срок своей кончины. Легенда гласит, что однажды «в храме Пречистые соборные церкви своими руками шила воздух, покров на святые сосуды, на нем же де лики святых». В это время бывший супруг Февронии, также инок, князь Петр, присылает к ней вестника, что приблизился час его кончины и ждет он ее, чтоб вместе «отети от тела». Она отвечает: «Пожди — вот дошью воздух во святую церковь». Супруг присылает гонца вторично, говоря, что остается мало время ожидать; присылает в третий раз со словами, что ожидать уже невозможно; «она же остатошное дело воздуха святого шияше, уже бо единого святого риз еще не дошив, лице же нашив, и ареста, и воткне иглу, и при-верте нитею, ею же пляше, послала к блаженному супругу о преставлении купнем и, помолившеся, преставилась». Работать «для Бога», как работали многие неизвестные мастера, можно только имея перед духовными очами самого Бога, Его святую Церковь. Именно поэтому до сих пор церковные вышивки представляют собой во многих случаях предметы истинной художественной работы, в которую вложена душа человека, ее исполнявшего. После реформ Петра Первого вышивки постепенно теряют свое религиозное значение и, переходя в область мифологии и символики, подвергаются влиянию романтизма. Для вышивок шелком в дворянской России существовало множество разнообразных способов. Шили на руках, в пяльцах по канве, по филе и a fil perdu. По канве шили большей частью крестом или полукрестиком шерстью и шелком. Процветало шитье шелками (иногда синелью) по шелку, атласу, бархату. Во второй половине XIX века во Франции была издана книга «Полная энциклопедия дамских изящных рукоделий», написанная Терезой де Дильмон. Она была долгое время в списке 40 самых популярных книг во Франции и выщтс? тиражом более двух миллионов экземпляров. «Энциклопедия» и ее сокращенные и переработанные самим автором варианты были переизданы на всех европейских языках, и до сих пор в московских букинистических и антикварных магазинах часто встречаются издания этих книг на английском, французском и немецком языках. Тереза де Дильмон основала даже собственное издательство, которое выпускало исключительно ее книги по рукоделиюм — энциклопедии и практические руководства по вышивке, кружевоплетению, филе, макраме, вязанию. Очень популярны были книги знаменитой француженки и в России, где в конце XIX века была издана «Полная энциклопедия» и переработанный редакцией журнала «Вестник Моды» «Курс женских рукоделий». Книги по дамским рукоделиям Терезы де Дильмон, в которых собраны практически все виды швов, стежков и приемов работы с кружевами, филе, фриволите, макраме, вязания на спицах и крючком, остаются самыми популярными среди мастериц и по сей день. В Германии впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки», или «берлинской шерсти». Во второй половине XIX века берлинская вышивка стала применяться для обивки мебели. Берлинская вышивка получила в Европе свое распространение как один из немногих видов вышивания, доступный дамам среднего достатка. Большие вещи — гобелены, обивку для комплектов мебели, гардины, покрывала, балдахины для кроватей — стали производить на фабриках, что было проще, быстрее и дешевле. Дамам же пришлось довольствоваться малыми изделиями типа жанровых картинок, сумочек, туфелек и т. д., которые носили эксклюзивный характер. Берлинская шерсть, возникнув как вышивание для дам среднего достатка, вскоре завоевала сердца женщин всех классов общества — от королевы Виктории до простой служанки. Первые счетные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 году Л. В. Виттихом, в 1849 году им производилось уже около 14 000 различных рисунков, которые вручную раскрашивались за мизерную плату девушками из бедных семей. Именно благодаря этим картинкам особым спросом стала пользоваться берлинская ярко окрашенная шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых окрасок — ярко-розового, пурпурного, лимонного цветов и цвета фуксии. Эти яркие нитки также сразу привлекли к себе внимание мастериц. Полный расчет схемы рисунка привел к значительному упрощению работы рукодельницы и свел все многообразие стежков по канве к двум — кресту и полукресту. В Англии времен королевы Виктории становится популярным бархатный стежок. Вышитые бархатными стежками картинки создают эффект тканого бархатного полотна. Рыцарские мотивы и домашние любимцы — вот основные темы английской вышивки того времени. Берлинской вышивкой украшали сонетки, обивку мебели, занавески, диванные подушки, скатерти, салфетки, каминные экраны. Во второй половине XIX века становится популярен «лоскутный стиль» вышивки по канве. Выполненные в этой манере работы представляют собой отдельные элементы, соединенные в виде лоскутков в одно большое панно как в шахматном порядке, так и произвольно. Геометрический узор «лоскутного стиля» становится особенно популярен в 1870-е годы, когда в моду входит и просто геометрический узор, вышитый по канве. Многие рукодельницы предпочитали раскрашивать свои рисунки сами, по собственному вкусу подбирая цвета, что придавало их работам неповторимую индивидуальность. Тем не менее фон почти всех работ берлинской шерстью вышит одним цветом. В конце XIX века в викторианской Англии вошли в моду двухцветные картинки для вышивки, которые быстро распространились по всему миру, в том числе и в России. Тут надо еще раз напомнить, что вышивка по канве и бисером не была русским изобретением и пришла к нам из Европы. Вышивка существовала в России и до начала века, но после 1812 года в наше отечество хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. Берлинское шитье вытесняет традиционные виды вышивки из рукоделия дам и барышень. Именно по привозным узорам делались вышивки, дошедшие до наших дней. В каталоге Музея мебели упоминаются разнообразные вышитые предметы, например скатерть круглая шерстяная, вышитая, ручной работы XIX века, вышивка «Охота на кабана» и вышивка «Сцена из средневековья», исполненные шерстью, русской работы, 1830-х годов. Все работы того времени наполнены романтизмом и символизмом. Вот только некоторые из них: Ангелы — посланцы Бога на земле, ангелы-хранители. Венок — символ дружбы и любви, символ вечности. Венок может быть брачным венком, венком девственности, погребальным венком. Вишневая ветвь — символ плодородия, здоровья, изобилия и счастья. Вода — символ бессознательного. Гвоздика — знак любви и страсти. Три гвоздики символизируют также три гвоздя Иисуса. Груша — символ плодородия, здоровья, изобилия и счастья. Дерево — символ Мирового древа или райского дерева, древа желаний. Диадема — символ вечности. Корзина с цветами — символ дружбы и любви. Часто в ее середину попадает стрела Амура. Корона на сердце — символ любви, вечности, знак любви к Христу. Рак — символ добродетелей и недостатков. Когда изображается задом наперед, то это означает уход в забвение. Распятие — символ христианской идеи. Символизирует также земную ось. Рое изобилия — символ изобилия и плодородия. Цветы — знак любви и дружбы. Церковь — напоминание о Боге и о житии Небесном. Чаша с фруктами — символ изобилия и плодородия. Во второй половине XIX века стали выпускаться печатные, а не раскрашенные вручную рисунки. В России своих — русских — рисунков почти не было, зато большой популярностью, как и во всем мире, пользовалась продукция немецких, австрийских и французских фирм — Б. Бруно, Л. В. Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж). Кстати, именно рисунки часто служили для модных журналов средством привлечения читателей. Рисунки для вышивания были довольно дороги и передавались по наследству от матери к дочери. Рисунки очень часто подписывались именем их владелицы и представляли такую ценность, что являлись даже предметом воровства. Со временем, многие рисунки стали создаваться на месте русскими людьми и совершенно прониклись духом русского народного творчества. Нередко находим мы в вышивке знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлинов с распущенными хвостами; геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звезды, свастику — и все это прекрасно уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времен Людовика XIV и Империи. В 1848 году Иваном Герасимовым было выпущено руководство по перенесению рисунка на ткань или канву. Это стало переломным событием в развитии счетной вышивки. Сюжеты стали разнообразней, работы интересней не только по цветовому решению, но и по технике исполнения. В работах Ирины Ержовой, посвященных русскому прикладному творчеству, мы можем прочесть следующее о русской вышивке XIX-XX вв. «После проведения реформ в России во второй половине XIX века и отмены крепостного права в стране меняется общественно-политическая ситуация. Интеллигенцию в первую очередь начинают волновать проблемы выбора Россией пути — западного или собственного, русского. Нигде в Европе этого времени вопрос национального самоопределения не стоял так остро, как в России. Вторая половина XIX века ознаменована в истории русской культуры как время интереса, признания и восстановления народного творчества. «Интерес к нему со стороны русской общественности необыкновенно возрос, — вспоминала А. Н. Изергина. — Летом 1881 года Репин с Поленовым приобрели в деревне Репихино Московской губернии старинную резную доску, украшавшую фасад избы. Этим приобретением было положенно начало Абрамцевского собрания народного искусства, которое в последствии служило образцами для Абрамцевской учебно-столярной мастерской, организованной в 1882 году Е. Г. Мамонтовой.» В 1891 году Московское губернское земство организовало учебно-игрушечную мастерскую в Сергие-вом посаде. Ее существование многим обязано Сергею Тимофеевичу Морозову, попечителю Московского Кустарного музея. Н. Д. Бартрам в 1893 году в деревне Семеновка Лиговского уезда Курской губернии организовал учебно-столярную мастерскую для детей крестьян из окрестных деревень. В это время издаются подряд несколько фундаментальных трудов по русскому орнаменту (прежд.е всего В. Стасова и В. Бутковского), а В. Гартман, известнейший архитектор «русского стиля», выпускает альбом народных вышивок с предисловием В. Стасова. Русская народная вышивка в конце XIX века чуть не исчезла и была возрождена во многом благодаря стараниям дворянства, в частности княгини М.К.Тенишевой. На устроенной в 1895 году в Петербурге Первой Всероссийской выставке печатного дела демонстрировалась знаменитая коллекция народных узоров, вышивок и кружева К. Далматова, тщательно собранная им для «оснащения документальным историческим материалом художественной деятельности в "русском стиле"». Несколькими годами раньше, в 1889 году, было выпущено издание «Русские вышивки, исполненные К. Далматовым по атласу цветным шелком на мягкую мебель, по полотну на карнизы окон и дверей в русский терем Датского Королевского парка Фреденберг в 1889 году. Узоры взяты К. Далматовым из обширного его собрания образцов народного шитья великороссов Московской, Новгородской, Тверской и Ярославской губерний». «Мир искусства» за 1904 год писал: «Вышивки смоленских крестьянок, до сих пор мало кому известные и впервые появляющиеся в Петербурге, возродились... природный вкус, любовь к рукоделию, самобытное творчество крестьянок снова нашли себе применение*. В 1923 году мы вновь находим свидетельства упадка народного творчества. В. Дудорева писала: «В народе художественно-ремесленные навыки, вынесенные из крепостной рукодельни, в значительной мере растерялись под влиянием нахлынувшего фабричного товара. Женские художественные работы сохранились там, где женщины еще не утратили обычая самим украшать свою одежду, да кое-где по женским монастырям. Когда земства начали интересоваться так называемыми кустарными промыслами, обнаружилось, что бисерное рукоделие почти исчезло. Бисерной вышивки старого помещичьего типа в народе нет совершенно. Бисер входит кое-где в отделку разных прошивок и вставок наравне с нитками, блестками и т. д. А главное его применение — в низании. Эти бисерные низки распространены главным образом в юго-восточной России и среди инородцев Поволжья, а через их влияние и у русских крестьян соседних губерний. Некоторые рукодельные кустарные мастерские, организованные по губерниям земствами под руководством художников, и некоторые школы художественных рукоделий, устроенные частными лицами, вводили в свою программу бисер в применении к вышивке и низанью. Гнездо кустарных бисерщиц можно указать в Тульской губернии, где С. А.Ильинская устроила бисерные работы в деревне Воронцовке Чернского уезда (1891 г.). Отсюда работа разошлась по соседним деревням и благодаря несложной технике низанья прививалась довольно легко. Здесь делали плоские бисерные цепочки «ожерелки» — как называли их крестьянки; пользовались старинными народными узорами, повторяя в бисере опять те же «лапы», «кресты», «круги», «окошечки», «елки» и т. п., которые выполнялись столетия тому назад в кружеве, строчках и вышивках. Бисер получался заграничный при посредстве Москвы. Дело это вызвало подражание в Новоторжском уезде Тверской губернии, где земство также открыло мастерскую бисерных работ. В Московской губернии есть артель бисерниц, которая также нижет цепочки. Эти работы, исполненные в духе типичного народного творчества, имели большой успех не только в России, но и за границей, где они появились впервые на Лейпцигских ярмарках (мессах) и очень быстро стали предметом подражания, особенно в Мюнхенских рукодельных школах. В том же 1891 году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально-ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Когда ученицы приобрели некоторую умелость в исполнении рисунков, им было предложено вышиванье бисером; и после навыка долгих лет здесь удалось возродить вышивку помещичьего типа. Работы исполнялись ими по старинным образцам, или по композициям под руководством художницы Н. Я. Давыдовой. Более слабые ученицы делали легкую работу — низанье цепочек. Бисер выписывался из Богемии и отчасти из Венеции. Работы Соломинской мастерской получили на Второй Всероссийской кустарной выставке почетный диплом. Такого же типа вышивки делались в некоторых мастерских Киевской губернии. В программы профессионально-рукодельных школ бисер входил у нас очень редко. Можно указать на школу госпожи Ребе-ниц в Ревеле, где имелись курсы по вышиванью бисером; школу Народного Искусства в Петрограде, здесь имелось небольшое, но интересное собрание бисера у В. П. Шнейдер». Большой интерес к вышивке проявлял и Н. Д. Бертрам, в 1906 году ставший заведующим художественной частью Кустарного музея. Вместе со своей женой он создавал вышивки-панно. Вот как вспоминает об этом А. Н. Изергина: «У окон было мамино царство: пяльцы. В зависимости от размера вышивки они были то очень большие, то маленькие. Рядом лежали мотки яркого шелка — филозели, огромные катушки с золотой и серебряной нитями и канителью; катушки с тонкими разноцветными шнурками, сукно разнообразных расцветок; легкий, как дымка, прозрачный муслин и суровый холст. Из комбинаций всех этих материалов мама под руководством отца и по его рисункам создавала своеобразные вышивки-панно. Несомненно, отец, начав эту работу, находился под впечатлением старинных русских вышивок, где аппликация объединялась с вышивкой. В этой же технике работала и мама. Выполнение панно начиналось с перевода эскиза панно на папиросную бумагу. Переведенный эскиз накладывался на холст, натянутый на пяльцы, и мелкими стежками по рисунку приметывался к холсту. Затем бумага удалялась, и мама, сверяя переведенный рисунок на холсте, начинала вышивку. Отдельные детали эскиза делались из разноцветных сукон, которые приклеивались к холсту клейстером и обшивались по контуру цветными тонкими шнурками». Тем не менее не стоит думать, что интерес к русской вышивке (которая, собственно, и представляет для нас интерес) и русскому национальному костюму возродился лишь во второй половине XIX века. Впервые русское платье было запрещено в России Петром I, но его указы не распространялись на податные сословия, составлявшие основное население. Русское платье начинает возвращаться в бытовую культуру русского дворянства при Екатерине Великой, которая принимала в «русском платье» Иосифа II, императора Австрии. В мемуарах Варвары Николаевны Головиной, фрейлины императрицы Екатерины, мы несколько раз встречаем упоминания о «русском платье», которое особенно популярно стало во время Отечественной войны 1812 года. «Дамы отказались от французского языка, — писал Ф. Ф. Виге ль. — Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошник и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что сей наряд к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались». 27 февраля 1834 года было утверждено «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору», которое регламентировало «русские платья», приличные для статс-дам, гофмейстрин, фрейлин и наставниц йеликих княжон. Замужние дамы должны были носить повойник или кокошник, а девицы — «повязку». Головные уборы дам и девиц могли быть (в отличие от платьев) любого цвета, но с белой вуалью. В 80-е годы XIX века в среде прогрессивно настроенной интеллигенции в моду начинает входить русский национальный костюм. Об этом подробно вспоминала в своих мемуарах Вера Николаевна Харузина: «В те годы, писала она, — качал входить в моду так называемый «русский костюм». И мама, и Лена вышивали кофточки красной и синей бумагой крестиком. Вышивали они также полотенца «русским швом»» Полотенца в русском стиле со всякими забавными надписями типа «Выпью чаю я со своей Машей» или русскими пословицами и поговорками были также очень «модны». Их даже дарили в особо торжественных случаях. Далматов выпустил сборник русских пословиц и поговорок для вышивания их на русских полотенцах. По воспоминаниям Н.С. Буркович, в ее семье хранилось такое полотенце, подаренное одному из ее родственников, господину Левитану, владельцу и директору частной школы массажа в Москве, от благодарных учениц. На полотенце были вышиты крестиком следующие стихи: Мы попляшем, попоем И на время позабудем, Как мы, горькие, живем. Именно в русских костюмах было разрешено ученицам появляться в гимназиях, где были довольно строгие правила ношения форменной одежды. «Нам было разрешено в жаркие весенние дни приходить в гимназию... не в форменном платье, а в так называемом «русском костюме», который был тогда в моде, — вспоминала В. Н. Харузина. — Так как большинство учениц сами вышивали свои костюмы и выбирали разный покрой рубашек, фартуков и различную окраску юбки или сарафана, то тут можно было проявить вкус и трудолюбие и похвастаться ими перед подругами». В таком русском платье мы видим на фотографии княгиню М. К. Тенишеву. Во многих альбомах узоров для вышивания по канве в это время появляются рисунки народных костюмов как для мужчин, так и для женщин. *Наши знакомые часто наезжали к нам в Быково, и наша дачная жизнь там, — вспоминала В. Н. Харузина, — неразрывно связана с ними. Вот я вижу перед собой Г. А. Рачинского в голубой или бордо шелковой рубашке, в высоких сапогах (этот «русский» костюм очень шел к нему), в светлом картузе из чесучи, чаще всего с книгой в руках, что-то кому-то вечно излагающим или доказывающим. Мелькает перед моей памятью Цемш в красной шелковой рубашке, которая нам не нравится на нем, но полный, как всегда, жизнерадостной энергии, и скромный Н.Н. Хмелев, носивший помимо русской рубашки еще и поддевку*. Вера Николаевна объясняет и причину, по которой в среде интеллигенции был столь популярен русский костюм — это доказывало «умение приближаться к народу, то, что казалось тогда утрачено было в значительной мере интеллигенцией». Рисунки в русском стиле были настолько популярны, что их даже использовали для привлечения интереса к своей продукции многие известные фирмы почти так же, как делают рекламные агенства в наши дни. Так, парфюмерная фирма «Брокар и К°, поставщик Ее Императорского Высочества, великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, поставщик королевского испанского двора» оповещала своих покупателей в торговой рекламе 1890 года: «Продается глицериновое мыло в оранжевой обертке и с русским рисунком в виде премии». Другой не менее известный торговый дом «Парфюмерная лаборатория И. Голлендер», выпустившая рекламный листок своей продукции в 1902 году под «девизом»: «Фирма не обращает особенного внимания на наружную упаковку произведений, заботясь лишь о безукоризненном качестве продуктов. Сказанные в сем прейскуранте предметы разрешены С.-Петербургским Столичным Врачебным Управлением»,— тем не менее печатает свой прейскурант на обороте листа с рисунками для вышивания по канве в русском стиле. «Корни орнамента русской вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранялись следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом довольство и благоденствие... Русская народная вышивка всегда отличалась и отличается особым разнообразием. Когда мы говорим о вышивке Русского Севера, то сразу представляем себе ее прекрасный декоративный узорный мир, населенный сказочными людьми, птицами, животными, обитающими среди цветущих кустов и деревьев». Древняя русская вышивка представляет собой своеобразную систему магических знаков. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. Ромбические фигуры, часто встречающиеся на ритуальных полотенцах и одеждах, это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики — очистительные и охранительные знаки. Вышивку почти всегда исполняли исключительно счетными швами, т. е. швами по счету ниток ткани: росписью (двусторонним швом), набором, стро-чевыми ажурными швами по продернутой ткани. Росписью исполнялись самые древние вышивки, на которых изображены человеческие фигуры и птицы, а также всевозможные орнаментальные мотивы. Очень красивы мужские рубашки, подолы которых украшены многоцветными и многофигурными композициями. Верх таких рубах и плечи сплошь зашиты цветными прямоугольниками с орнаментальными узорами. Тут надо специально оговориться, что в русских вышивках, как правило, всегда бывает нагружен низ изделия — будь то полотенце, скатерть или рубаха. Строчевая белая вышивка с геометрическими мотивами — явление общерусское. Вологодские белые полотняные вышивки отличают растительные узоры с размытым контуром фигур и ажурными многообразными фонами внутри таких силуэтов. Существовал даже специальный «вологодский шов по письму», при котором контур обводился тамбурным швом, а фигуры расшивали атласниками. Нитки же ткани вокруг фигур выдергивали и перевивали в ажурную сетку. В ярославских и тверских вышивках мы видим белые силуэты, обведенные цветными нитками или гарусом, трехчастных композиций. Вещи, изготовленные в Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской и Рязанских губерниях, отличаются цветной перевитью, то есть сетка фона в них перевита цветными нитками, а сам узор вышивается по ним белым по нитям основы полотна. В северорусской вышивке стойко сохранялись орнаментальные мотивы, связанные с дохристианскими верованиями и имевшие широкое распространение на территории Европы в древности. Они изображали трехчленные композиции с женщиной в сопровождении коней или птиц. В Новгородской и Ярославской областях была развита белая строчевая вышивка по выдергу нитей с изображением птиц и жанровых сцен. Сюжетный орнамент, в частности с трехчленной композицией, встречался и в старинных вышивках сибирских крестьян. Изделия мастериц владимирских и мстерских вышивальных промыслов славились особыми швами. Здесь белым по белому выполнялись с применением глади и решеток сложные и тонкие цветочные орнаменты. Для южно-русских губерний была характерна вышивка с преобладанием красного цвета с весьма насыщенной орнаментикой. Основными орнаментальными мотивами здесь были геометрические композиции. Основу составлял ромб, квадратный («круг») или удлиненный, поставленный на угол. По углам ромб часто имел прямые излучения («репей»), которые иногда загибались под углом («лягушка») или разрабатывались как ломаные спирали. В западных и юго-западных губерниях (Смоленской, Орловской) были распространены узоры с прямоугольно-ступенчатой разработкой сторон ромба».

Фай Родис: Сорри, если будут опечатки и прочие "неприятности".... Если мне на них укажут - исправлю...

Элена: спасибо огромное!

Makosh: Фай Родис А книга старая? Ее возможно купить сейчас?

Alien: klear Обалденно!!!!!!!!! Шикарно!!!!!!!!!!!!! Не видела раньше этих фоток........... полный блеск и отпад!!!!!!!!!!!

klear: Для желающих могу ещё подбросить инфо. Alien

Фай Родис: Makosh, не старая. Купить скорее всего можно. Кстати, могу ее очень порекомендовать начинающим вышивальщицам. Там доступным языком, лаконично, но вполне достаточно, описаны основы многих видов вышивки.

Элена: слушайте,а не у кого нет хотя бы наводок на картинки древних вышивок?

Фай Родис: Элена Ты бы по разным темам на форуме полазила - наверняка что-нибудь найдешь. Особенно в темах, освященных славянским вышивкам...

Элена: Извините,что темку забросила)Совсем завертелась.

Фай Родис: Вот еще статейка



полная версия страницы